Главная / Образование / Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас? | Обучение | Финансы

Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас? | Обучение | Финансы

Довольно часто преградой для понимания текста становится скудный словарный запас на фоне плохо сформированных представлений об окружающем мире. Современный ребенок, для которого действительность часто формируется в виртуальной реальности, хорошо владеет новоязом, но совершенно пасует перед базовыми понятиями.

Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас?

Фото: pixabay.com

Добавьте к этому наукоемкие термины учебников, вынуждающих детей с первого класса погружаться в мир незнакомых слов, отвлекая от понимания материала. Добавьте дефицит звучания классического языка, а позже и слабую начитанность.

Нормы объема словарного запаса определяются по возрастам.

  • В 2 года он должен составлять 200−400 слов, а к 6 годам увеличиваться до 4000 слов.
  • Лексический запас взрослого человека в среднем показателе определяется 100 000.

Слова — это кодировка понятий, и работая над увеличением лексического багажа, надо помнить, что понятия первичны и неразрывно связаны с их словесным отображением. А это значит, что в основе — формирование представлений об окружающем мире, которое включает не только сами предметы, но и их характеристики и формы различного взаимодействия.

  • Иными словами, важно наполнять речь ребенка не только существительными, но и глаголами, определениями, наречиями, опираясь на практику.

Основу словарной базы ребенок получает из общения со взрослыми, поэтому с самых первых дней малыш должен слышать правильные звуки речи. Чтение детских книг, просмотр фильмов, рассматривание картинок, наблюдение на прогулках — все это должно стать инструментом для формирования речи и речевого слуха. Задавайте вопросы на понимание увиденного и услышанного, мотивируйте на пересказы, стимулируйте творческие задания.

Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас?Фото: pixabay.com

Каких показателей надо достичь к моменту поступления в школу?

Общие знания предметов (существительные):

  • времена года, месяцы, дни недели;
  • название страны, города, улицы, знание адреса проживания;
  • название природных и географических объектов (горы, леса, реки, озера, города, села и т. д.);
  • виды транспорта;
  • виды растений;
  • виды животных (домашние и дикие);
  • части тела человека;
  • бытовые предметы (мебель, техника, одежда, посуда и т. д.);
  • овощи и фрукты.

Формирование глагольного словаря.

Ответы на вопросы «Что делает (ют)?»:

— Миша что делает?
— Дерево что делает?

Как разговаривают:

  • кошка;
  • корова;
  • ворона.

Словарь признаков (прилагательных):

  • Шарф какой?
  • Небо какое?
  • Кот какой?

Образование прилагательных от существительных:

  • Игрушка из пластмассы — …
  • Пюре из картофеля — …

Работа с синонимами, антонимами

Назови похожее слово:

  • Высокий — длинный, большой.

Назови слово с противоположным смыслом:

  • Горячее — холодное.

Эти простые упражнения хорошо проводить в игре, например, с использованием мяча, или шагая и называя слова с каждым новым шагом.

Осознанность чтения. Как увеличивать словарный запас?Фото: pixabay.com

Пересказ. Еще до школы ребенок должен уметь пересказывать небольшой текст, объемом до 10−12 предложений. Начинать надо с небольших текстов, опираясь на картинки. Прекрасно подойдут иллюстрации к сказкам.

После прочтения вернитесь к рассматриванию картинок и повторению текста, используя их в качестве шпаргалок. Подсказывайте ребенку, задавая наводящие вопросы. Попробуйте пересказать сказку бабушке, игрушке, пользуясь картинками.

Оценивайте пересказ по параметрам:

  • правильность построения предложений;
  • полнота и логичность сюжета;
  • название текста.

Составление рассказа. Рассказы-описания составляются с опорой на картинку или предмет. Ребенок отвечает на вопросы, позже повторяет полученный рассказ.

Подобные методы могут помочь увеличить словарный запас и детей старшего возраста, разумеется, понятия должны соответствовать возрасту.

Анализируйте тексты, с которыми работает ребенок, составляйте словари непонятных слов, объясняя их значение.

Лексический запас — признак образованности человека. Пополняйте его активно, встраивая новые слова и понятия в речь.

Источник

Смотрите также

Почему современные дети не понимают смысла прочитанного? | Обучение | Финансы

Частой причиной плохой успеваемости является непонимание прочитанных текстов. Со сложностями восприятия сталкиваются не только ученики …